Специалистами представительства в Левокумском районе СКФОМС в 2010- 2012 годах проведен социологический мониторинг удовлетворенности населения района качеством предоставляемой медицинской помощи.
Всего в анкетировании приняло участие 2203 человека, в том числе:
- по амбулаторно-поликлинической помощи 1155 человек;
- стационарной помощи 752;
- лечение в дневном стационаре 296.
Мониторинг проведен среди пациентов стационаров, поликлиник, женской консультации, родильного отделения, опрошены родители пациентов детского отделения и поликлиник.
Степень удовлетворенности населения Левокумского района оказанием медицинской помощи в системе ОМС по видам медицинской помощи представлена в таблице:
наименование |
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
Удовле- творены |
Не удовле-творены |
Иное* |
Удовле-творены** |
Не удовле-творены |
Иное* |
Удовле-творены** |
Не удовле-творены |
Иное* | |
Стационар |
93,8 |
4,0 |
2,1 |
94,3 |
2,8 |
2,8 |
89,6 |
0,2 |
10,2 |
Поликлиника |
80,0 |
7,5 |
12,5 |
82,3 |
3,4 |
14,3 |
72,2 |
2,6 |
25,2 |
Женская консультация |
92,6 |
1,9 |
5,5 |
85,6 |
4,5 |
10,0 |
94,4 |
0,2 |
5,4 |
Родильное отделение |
95,5 |
2,0 |
2,5 |
95,2 |
1,5 |
3,4 |
99,5 |
- |
0,5 |
Детская поликлиника |
88,7 |
2,6 |
8,7 |
84,0 |
1,6 |
14,4 |
89,7 |
0,3 |
10,1 |
Детский стационар |
95,6 |
0,9 |
3,4 |
96,5 |
0,6 |
2,9 |
97,2 |
- |
2,7 |
Дневной стационар |
86,7 |
3,0 |
10,3 |
92,3 |
3,3 |
4,4 |
97,6 |
- |
2,4 |
** удовлетворены и больше удовлетворены, чем не удовлетворены
* затруднились ответить и удовлетворены не в полной мере
В сравнении с данными социологического мониторинга, проведенными в 2010-2012 годах, отмечается снижение доли респондентов, удовлетворенных качеством оказания медицинской помощи на 4,7% по стационарной медицинской помощи и на 10,1% по амбулаторно-поликлинической помощи, по остальным видам медицинской помощи – увеличение показателей удовлетворенности (женской консультации – на 8,8%, родильного отделения – на 4,3%, детской консультации – на 5,7 %, детских стационаров – на 0,7%, дневных стационаров – на 5,3%). Одновременно увеличилось количество респондентов, затруднившихся оценить оказанные медицинские услуги.
Уровень удовлетворенности доступностью и качеством оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи на 17,4% ниже, чем стационарной.
Респонденты считают, что уровень оказания стационарозамещающей медицинской помощи (97,6%) более высокий, чем амбулаторно-поликлинической (72,2%) и стационарной (89,6%), а уровень оказания медицинской помощи детям выше, чем взрослому населению (стационарной – на 7,6%, амбулаторно-поликлинической – на 17,5%).
Самые высокие показатели респонденты отметили по родильному отделению(99,5%), по детскому стационару (97,2%), по дневному стационару (97,6%).
Основные причины неудовлетворенности респондентов амбулаторно-поликлинической помощью взрослому населению представлены в таблице:
Причины неудовлетворенности |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. очередность в регистратуре |
25,7 |
20,4 |
10,4 |
2. очередность на прием к врачу |
31,4 |
22,3 |
27,4 |
3. очередность на лабораторные исследования |
10,5 |
12,6 |
10,4 |
4. очередность на диагностические исследования |
11,4 |
3,9 |
9,4 |
5. недоступность некоторых врачей узких специальностей |
27,6 |
13,6 |
29,2 |
6. низкий уровень оснащения медицинским оборудованием |
11,4 |
9,7 |
16,0 |
Наличие очередности, желание пациентов получить квалифицированную помощь в короткие сроки, недоукомплектованность медицинской организации врачами-специалистами, низкий уровень оснащения медицинским оборудованием являются основными проблемами, отмеченными респондентами, при получении медицинских услуг.
Основные причины неудовлетворенности респондентов амбулаторно-поликлинической медицинской помощью детского населения:
Причины неудовлетворенности |
2010год |
2011год |
2012год |
1. очередность в регистратуре |
19,4 |
- |
6,7 |
2. очередность на прием к педиатру |
28,2 |
12,6 |
4,5 |
3. очередность на лабораторные исследования |
4,9 |
2,9 |
5,6 |
4. недоступность врачей узких специальностей |
40,8 |
9,7 |
9,0 |
5. низкий уровень оснащения медицинским оборудованием |
22,3 |
6,8 |
11,2 |
Неудовлетворенность выражается отсутствием детских врачей узких специальностей, пациенты обслуживаются в общей очереди к этим специалистам.
При анкетировании пациенты (родители) высказали пожелания: сделать ремонт в кабинетах врачей и прививочном кабинете, приобрести мебель, изолировать детскую консультацию от поликлиники со своей лабораторией, массажным кабинетом и детской комнатой, обеспечить современным медицинским оборудованием.
Основными причинами респондентов стационарной медицинской помощью взрослого населения:
Причины неудовлетворенности |
2010 |
2011 |
2012 |
1. Длительный срок ожидания плановой госпитализации (более 2-х недель) |
- |
0,9 |
- |
2. Плохое санитарно-техническое состояние в стационаре |
1,8 |
- |
- |
3. низкий уровень оснащения медицинским оборудованием |
2,8 |
- |
0,8 |
4. необходимость тратить собственные средства на получение медицинской помощи |
- |
0,9 |
1,7 |
Для улучшения оказания медицинской помощи пациенты стационаров просят приобрести томограф. Также желают установить сплит -системы и жалюзи.
Необходимость тратить собственные средства при лечении остается основной причиной неудовлетворенности в стационарах ЦРБ.
Основными причинами неудовлетворенности респондентов стационарной медицинской помощью детского населения:
Причины неудовлетворенности |
2010 |
2011 |
2012 |
1. Плохое санитарно-техническое состояние в стационаре |
5,6 |
- |
- |
2. низкий уровень оснащения медицинским оборудованием |
11,2 |
3,7 |
9,7 |
В анкетах родители пациентов выразили пожелания: приобрести аппарат УЗИ для детского отделения, сделать ремонт в инфекционном отделении, обеспечить горячей водой, приобрести сплит - системы, детские кроватки, в детском отделении ЦРБ родители просят сделать игровую площадку для детей на территории больницы.
Основными причинами неудовлетворенности респондентов стационарозамещающей медицинской помощью являются:
Причины неудовлетворенности |
2010 |
2011 |
2012 |
1. низкий уровень оснащения медицинским оборудованием |
16,0 |
2,9 |
21,4 |
2.отсутствие лечения в выходные дни |
- |
- |
22,2 |
4. необходимость тратить собственные средства на получение медицинской помощи |
2,7 |
- |
10,3 |
В своих анкетах пациенты высказали пожелания проводить лечение в дневном стационаре и в выходные дни, улучшить лекарственное обеспечение и сделать лечении бесплатным, обеспечить врачебные амбулатории необходимым медицинским оборудованием. Пациенты просят провести капитальный ремонт в Величаевской участковой больнице.
При анализе результатов анкетирования выявлено, что изменения в оказании медицинской помощи произошли в лучшую сторону.
Основные предложения респондентов по улучшению качества оказания медицинской помощи в Левокумской ЦРБ существенно не изменились:
уменьшить очередность в структурных подразделениях поликлиники за счет оснащения рабочих мест компьютерами, укомплектования штатов (особенно специалистов), увеличение объема предварительной записи;
оснастить в достаточном количестве современным диагностическим и лечебным медицинским оборудованием;
улучшить лекарственное обеспечение и сделать его полностью бесплатным;
изолировать детское отделение поликлиники и открыть детские комнаты, укомплектовать детскими узкими специалистами;
сделать капитальный ремонт в Величаевской участковой больнице.
Информации по результатам анкетирования направлены Главе администрации Левокумского муниципального района и главному врачу ГБУЗ «Левокумская ЦРБ» для принятия управленческих решений по устранению недостатков, выявленных в ходе анкетирования.
СКФОМС осуществляется контроль за исполнением мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе анкетирования.